Ом мани падме… Вивек?

Чему же посвятить первую в новом году запись, как не индийским мотивам в The Elder Scrolls Ш: Morrowind! Как, связь не слишком очевидна?.. ну, пожалуй. Но когда это нам мешало! Так приступим же, с благословения богов Трибунала. Этот пост, без сомнения, будет наиболее интересен людям, знакомым с серией Elder Scrolls вообще и с Morrowind‘ом в частности, но я также рекомендую не пропустить его и тем, кто интересуется историей религий, особенно восточных. В конце концов, где вы еще такое встретите – индуизм и компьютерные игры?

Falmer Statue from Irkntand

Если Вы, уважаемый читатель, имели удовольствие играть в знаменитый Morrowind, то помните, должно быть, какое причудливое впечатление он производил на игрока, и не только за счет невероятной по тем временем графики. Удивляло не только то, как сделано, но и то, что сделано. Сам мир игры, хоть и вписанный в уже давно на тот момент существовавшую вселенную Древних Свитков, был весьма необычен, особенно по меркам приевшегося игрового фэнтези: причудливая архитектура, пепельные пустыни, пыльные бури, караваны через пустыню, фантастические гигантские грибы вместо обычных деревьев, – во всем ощущалось нечто экзотическое, даже точнее – восточное. Но дальше этих смутных ощущений большинство игроков не заходило, увлекаясь самой игрой. Меня же, при недавнем повторном прохождении, вдруг как громом поразило – Индия! Именно Индия очевидно послужила основной моделью для создания игрового мира и описанной в игре культуры Данмеров – темных эльфов. Как станет понятно чуть позже, связь между Индией и Морровиндом просто-напросто очевидна и редко приходит людям в голову, вероятно, главным образом по причине малой популярности индийской культуры в кругах геймеров.

Но перейдем же наконец к делу! И начнем с самых поверхностных, самых явных сходств – сам остров Вварденфелл, на котором проходят события игры.  Напоминаем, в мире, где разворачиваются события игры, доминирующим государством (на тот момент) является огромная Империя, совершенно явно смоделированная по образу римской – даже легионеры расхаживают в характерных доспехах. Как и ее исторический прообраз, местная империя имеет множество провинций на завоеванных территориях, но контролировать их трудно, и в перспективе это ни к чему хорошему не приведет, но пока потомки легендарного первого императора Тайбера Септима держатся и несут свет цивилизации в далекие уголки земли, насаждая там заодно собственные обычаи и верования. И в этот момент нам придется совершить некий скачек поближе к Индии и самым бесстыдным образом подменить одну великую империю (Римскую) другой – Британской! Потому как именно Британская империя (на минуточку, в момент расцвета самая крупная из когда-либо существовавших) простиралась  до самой Индии и дальше, и описанные в игре взаимоотношения колония-метрополия  списаны именно с британско-индийских. Собственно, Морровинд – это название самой восточной из провинций империй, включающей в себя небольшую часть побережья материка и остров Вварденфелл. Основным населением Морровинда являются данмеры (известные также как темные эльфы, но имеющие мало общего с темными эльфами из других фантастических вселенных), народ, обладающий самобытной культурой, собственной религией и странными обычаями. Данмеры довольно долго существовали в относительной изоляции и продолжали бы себе существовать, если бы не уступили вторжению имперских войск. Морровинд как часть Империи имеет некую автономность, но в целом подчиняется Империи, а главное – имперским законам на выработку ценного эбонита, которого на центральном острове большие залежи. Думаю, параллель Британская империя-Индия уже просматривается, но приведем более конкретные примеры: имперцы привезли в далекий Морровинд не только свои товары и своих солдат, но и свою архитектуру, свои обычаи, свою религию, и все это – совершенно чуждое патриархальной культуре Морровинда. Реакция т.н. Великих Домов Морровинда на такого рода “глобализацию” также вполне реалистична и характерна для всех колоний и стран, испытывающих сильное влияние более развитых соседей: пока один дом (Хлаалу) принял новые обычаи, наряжается в западную одежду и уже вовсю торгует во славу прогресса, другие дома (Редоран и Тельванни) твердят про особый путь и культуру предков – прямо-таки спор западников и славянофилов как он есть! Повсюду стоят храмы новых божеств, но местное население верит пока как-то не очень и втихомолку поклоняется в своих домашних капищах невесть каким тварям, так же поступают и многие из местной знати, кого вполне устраивало гонять рабов и выращивать рис на плантациях (да-да, это всё про игру, не про Индию). Заезжие имперцы же ходят со страдальческим видом среди “дикарей” и жалуются, что цивилизация в этой темной стране никогда не восторжествует. Ну, вы поняли. А чтобы совсем уж изгнать любые сомнения, разработчики игры (Bethesda Softworks) заботливо поместили в мир Морровинда Восточную имперскую компанию (конечно же, отсылка в знаменитой Британской Ост-Индской компании). Вот, скажем, слева пример родной архитектуры Морровинда, а справа – образчик, оставленный добрыми слугами императора:

Vos-Ebonheart

Вос и Эбенгард

Пока что всё было довольно просто. Но перейдём к более сложным, а потому и более интересным аллюзиям – связи религий Морровинда и сложной смеси верований, известных как индуизм.

Вообще, индуизм – одна из самых, пожалуй, запутанных систем верований (просто религией это даже не назвать), поэтому велик риск допустить множество ошибок и неточностей. Но будем надеяться, что возможные религиоведы среди читателей будут снисходительны, и углубимся в самые дебри. Чтобы совсем в этих дебрях не запропасть, начнем с описанного в игре, как более простого.

Из немногого, что нам известно о космогоническом мифе Тамриэля (так называется мир игры), мы знаем о двух группах сверхчеловеческих существ – аэдра и даэдра: аэдра участвовали в сотворении мира и ближе к делам смертных, даэдра обитают на другом плане бытия, но постоянно вмешиваются в жизнь смертных (в основном с не очень благими целями). И у аэдра и у даэдра есть свои сферы влияния,  которыми они заведуют (время, разрушение, изменение и т.д.). Аналогом аэдра и даэдра в индуизме являются асуры и дэвы (имя даэдра Азуры может указывать на это). Эти существа находились где-то посередине, выше людей, но ниже богов. Отношение к дэвам и асурам менялось, но в целом считалось, что асуры скорее ведают социальными феноменами, а дэвы – явлениями природы, что группы эти скорее враждуют и что они также имеют особые сферы влияния.

Аэдра не слишком проявляют себя зримо, чего не скажешь о даэдра, особенно о самых могущественных из них – даэдрических принцах. Одним из свидетельств “дикости” населения Морровинда является то, что среди данмеров распространено поклонение даэдра, фактически, это их национальная религия. Даэдрические принцы имеют ряд ярких сходств с отдельными божествами индуизма, включая и то, что они не имеют конкретного пола и могут появляться в обличии и мужчин и женщин, что очень по-индийски.

Mehrunes Dagon

Mehrunes Dagon (скриншот из TES IV: Oblivion)

Мехрун Дагон – даэдрический принц, ответственный за разрушение, изменение, энергию и бунт, а также основной зачинщик бед в мире Тамриэля. Его четырехрукая внешность, а также его функции как разрушителя миров сближают его с, вероятно, самой известной из богинь индуистского пантеона – великой и ужасной Кали. Кали также четырехрука (хотя цвет ее кожи – синий) и большую часть времени занимается примерно тем же, т.е. крушит все подряд, хотя ее роль, конечно же, намного более сложная. На роль родственницы Кали претендует также и даэдра Мефала. Роль Мефалы в верованиях данмеров противоречива – она, как и большинство даэдра, совсем какая-то не добрая, но при этом почитается как покровительница народа. Взгляните сами, она и внешне вполне походит на Кали – те же руки, те же головы на шее, даже язык также показывает :Р

Mephala and Kali

Мефала и Кали

Но не Кали единой. Вообще, здесь необходимо отметить одну из особенностей индуизма: новые верования здесь редко вытесняли старые, но все больше сплетались с ними вплоть до полного запутывания. Так, одни и те же дэвы и асуры продолжали существовать, меняя функции, роли и даже имена, а на старый фундамент настраивались все новые и новые конструкции, вплоть до появления Буддизма, который также был приделан прямо на это старое основание. Но это пока отступление, вернемся к нашим гуарам, то есть к Морровинду.

Итак, какое-то время дикие данмеры поклонялись мрачным даэдра, но это было до того, как появились боги Трибунала. Трибунал, или божественный Альмсиви – это троица великих вождей данмеров, которые возвысились до роли богов и стали почитаться как главные покровители Морровинда. Трибунал составляют Вивек, Сота Сил и Альмалексия. На момент начала игры, вера в Трибунал – главная и, с позволения сказать, государственная религия Морровинда, хотя отдельные данмеры продолжают тихо почитать отдельных даэдра и иногда даже приносить им кровавые жертвы. Прообраз Трибунала в индуизме – это т.н. Тримурти.  Тримурти – это божественная троица индуизма, в состав которой входят Брахма, Шива и Вишну, а уж кто из них главный – по этому поводу мнения разнятся.

Trimurti

Тримурти (Брахма, Вишну, Шива)

Идея Тримурти возникла в индуизме довольно поздно, в ней прослеживаются элементы синтеза других верований, например, среди предтеч тримурти называют ассоциацию других, более древних божеств – Агни, Индры и Сурьи. Похожим образом, храм Трибунала появился в Морровинде относительно поздно, и был “встроен” в традиционные верования данмеров  – предтечами (anticipations) богов трибунала названы самые популярные даэдра – Азура, Боэтия и Мефала. Параллель на лицо. Но и это еще не всё! О богах Трибунала нам известно не так уж чтобы много. Волшебник Сота Сил вообще нам никогда сам не встречается и известно о нём мало. Альмалексия тоже дама загадочная. Больше всего известно о Вивеке, который непосредственно, физически, пребывает в священном городе Морровинда (носящем его имя – Вивек) и с которым в ходе игры можно побеседовать. Вот он какой:

Vivec

Вивек

Образ Вивека довольно необычен – это воин-поэт, одной рукой нарезающий врагов, а другой записывающий песни и поэмы, среди сфер его влияния – убийство и творчество. Более того, его предтеча и “темная половина” – даэдра Мефала, отвечающая за тайные убийства. Впрочем, сочетание это странное для кого угодно, но только не для индусов. Один из главных богов индуизма – Шива – известен как яростный воин и разрушитель с одной стороны, и танцор и творец с другой.  У Шивы, как и у большинства богов индуизма, есть несколько женских ипостасей, а также темная, разрушительная половина, в данном случае – Кали. Вспомним проводившуюся выше аналогию между Кали и Мефалой и тогда тот факт, что Мефала – предтеча и аспект Вивека уже совсем не покажется удивительным. Есть и другое, совсем уж “секретное” сходство, заметить которое мне удалось лишь случайно при раскопках сведений об индуизме: цвет кожи Вивека.

Левая половина тела Вивека имеет золотистый оттенок, а правая – серый. В игре это объясняется следующим образом: раньше данмеры именовались кимерами и имели золотистую кожу и нормальные глаза, но в момент, когда будущие боги Трибунала посягнули на статус божеств, вся раса была проклята, и их кожа окрасилась в пепельный цвет, а глаза приняли кроваво-красный оттенок. Соответственно, два цвета кожи Вивека являются вечным напоминанием о позоре Трибунала (по крайней мере, так оно на самом деле, храм Трибунала объясняет все это совсем по-другому, в пользу новых богов). При чем же тут индуизм? При том, что одной из распространенных форм изображения Шивы является т.н. Ардханари или Ардханаришвара (ох уж эти индусы) – божество, состоящее наполовину из Шивы, наполовину из его супруги Парвати. Вот парочка каноничных изображений, сходство, думаю, вам итак заметно:

Adhanari

Ардханари

При условии наличия времени и интереса могу также порекомендовать заглянуть в книги, щедро разбросанные по игровому миру. “36 уроков Вивека”, например, это, конечно, не Бхагавад Гита, но что-то родное слышится, это точно. Или же мысленно сравнить Пещеру Воплощения (где мы получаем кольцо Луна-и-Звезда) с пещерными храмами, в которых восседают гордые каменные будды. Ну а мне пора закругляться, эта запись уже итак превысила все мыслимые пределы читабельности.

В заключение остается лишь сказать пару слов о самом первом изображении. Оно встретится нам в последней из игр серии – TES V: Skyrim. Это статуя, созданная предками фалмеров, снежных эльфов. Таким вот неожиданным образом разработчики решили подтвердить связь эльфов с религиями востока. Ну, а чтобы вы лучше ощутили сходство, вот вам изображение беспечного бодхисаттвы Авалокитешвары верхом на облаке:

Avalokitesvara

До новых встреч!

2 comments on “Ом мани падме… Вивек?

  1. Артем says:

    Интересно! Спасибо! Приятно было прочитать. При чтении “йоговской” литературы от звучания имен и названий начали всплывать образы из моровинда =) .. загуглили связку “morrowind india” и наткнулся на Вашу статью =)

    • GaiaSzienza says:

      Ого! Если честно, никогда не ожидала, что кто-то попадёт сюда случайно, тем более таким образом =) Спасибо за комментарий, рада, что понравилось! И, конечно, Морровинд – чудесная игра! 😀

Leave a comment